О компании
Новости
Аналитика
Цены
Услуги
Конференции
Оборудование
Справочник
Форум
Торговая площадка
ЖД Тарифы
Ломокалькулятор
Рынок труда
Контакты
Реклама на сайте
Политика конфиденциальности
 
  Авторизация
 
Логин:
(e-mail)
 
Пароль:  
запомнить
Регистрация  
 
 
  Контакты
   
  +7(495) 642-84-80
+7(8634) 646-500

Icq   248041884
Skype
Ruslom


Instagram
Ruslom.ru


info@ruslom.ru
 
 
 
  Аналитика  
 

Сравнение стратегий работы дочерних ломоперерабатывающих предприятий металлургических заводов в начале 2010 года

Сырьевой дефицит, которым столь долго пугали аналитики и прогнозисты всех мастей добрался и до России. Непрерывный рост цен на заводах лишь в слабой степени обеспечивает рост объемов отгрузки. Неужели лом в стране и в самом деле закончился?

Спешим успокоить читателей Ruslom.ru – при оценке российского металлофонда в размере не менее 900 млн. тонн объем ежегодно образующегося лома физически вполне может закрыть текущие потребности всех металлургических предприятий страны. Объявленный властями РФ процесс модернизации не в последнюю очередь направлен на замену промышленного оборудования на более производительное и соответственно выведение старого металлофонда в лом. Кроме того, при все еще продолжающихся рейдерских захватах предприятий одной из наиболее популярных стратегий рейдеров по прежнему является сдача в металлолом всего «лишнего» оборудования и металлических конструкций.

Казалось бы, металлолома должно хватать, так почему же металлургические компании не выполняют свои планы по поставкам сырья?

На наш взгляд одна из основных проблем заключается в качестве управления активами, ответственными за бесперебойные поставки сырья, т.е. дочерними ломоперерабатывающими компаниями. Идея их создания была как раз в том, чтобы предотвратить сырьевой дефицит, предоставляя материнскому предприятию плановый объем лома, пусть даже и чуть более дорогой, нежели от независимых ломопереработчиков. Рассмотрим, что же из этого получилось на примере сравнения работы двух дочерних предприятий металлургических заводов, назовем их А и Б.

А – металлургический завод, расположенный на севере Европейской части РФ, располагает собственной ломозаготовительной сетью плюс активно работает с крупными ломозаготовительными предприятиями, добавляя им 100-200 руб. за тонну к цене прайс-листа за определенный объем поставок.

    Когда стало ясно, что:
  • появились заказы на 1 кв. 2010 г.
  • зимний запас не сформирован
  • то предприятие предприняло следующие действия:

  • обратилось к своим партнерам – независимым ломозаготовителям, мотивируя их ускоренными платежами и относительно высокой ценой (выше, чем в портах).
  • дочерние предприятия «прошлись по списку» всех контрагентов предприятия А (каждый металлургический завод имеет не менее 600-1000 предприятий-контрагентов, поставляющих для его нужд продукцию и услуги), с одной стороны с просьбой предоставить максимальное количество лома и металлических отходов, и с другой стороны с подтверждением планов по закупкам и дальнейшему сотрудничеству в 2010 году при условии максимального участия в решении сырьевой проблемы зимой 2009 – 2010 гг.
  • дочерние предприятия располагали нужным объемом наличных и безналичных денежных средств для предоплат при текущих закупках лома
  • в определенных регионах цена закупа у дочерних предприятий была наивысшей
  • немаловажно заметить, что предприятие А полностью рассчиталось с долгами своим контрагентам-ломопереработчикам и ломообразующим предприятиям по 2008 – 2009 гг. еще до зимы 2009 – 2010 гг. (во всяком случае известных нам жалоб на невозврат долгов не было зафиксировано).

Итог подобной стратегии отображается в рейтинге в ежедекадном отчете Ruslom-1/ Ruslom-2 – предприятие А занимает в нем первое место по объемам поставок.

Теперь рассмотрим пример расположенного на Южном Урале предприятия Б, располагавшего до кризиса гигантской ломозаготовительной сетью, намного большей, чем у предприятия А.

С началом кризиса менеджмент предприятия Б предложил своим дочерним предприятиям существовать без поддержки материнской компании, для директоров дочерних компаний Б стали весьма актуальным лозунги «спасайся кто может», «кому должен – всем простил», «нет денег – нет лома». Региональные дочерние предприятия разделились на две группы, условно назовем их «менеджерские» и «хозяйские». «Менеджерские» предприятия были, как правило, основаны с «нуля» и управлялись назначенцами из компании Б, и могли весьма комфортно существовать в условиях постоянного роста цен и субсидий от материнской компании в 2006 – 2008 гг. Как только субсидии прекратились, стало ясно, что выжить эти компании не смогут, и они фактически прекратили операционную деятельность.

«Хозяйские» компании были приобретены полностью или частично предприятием Б у их владельцев с оставлением таковых в качестве наемных менеджеров. С наступлением кризиса и прекращением субсидирования со стороны материнской компании их экономика также пострадала, но у них имелся нематериальный актив, которыми «менеджерские» предприятия не располагали, а именно деловые связи и предприимчивость генеральных директоров. Закаленные в 90-х годах бывшие владельцы площадок не стали сидеть сложа руки, они продолжили операционную деятельность с не обремененных долгами юрлиц, рассчитываясь по текущим платежам, восстанавливая старые связи, переориентируя поставки на платежеспособных внутренних потребителей и на экспорт. В частности одно из таких предприятий вошло в рейтинг Ruslom.ru ведущих экспортеров лома в 2009 г.

С началом зимы предприятие Б также получило заказы на готовую продукцию на 1 кв. 2010 г. и осознало, что лом нужен уже здесь и сейчас. Некоторый подъем цены не привел к требуемому росту поставок, и возникла идея реанимировать свою ломозаготовительную сеть.

В феврале этого года выяснилось следующее:

  • реанимировать «менеджерские» предприятия в короткий срок невозможно даже при наличии существенных денежных вливаний
  • погодные условия не способствуют активному притоку лома от частных ломосдатчиков
  • «хозяйские» предприятия переориентировались на других покупателей и без существенной мотивации не готовы переориентировать потоки лома на материнскую компанию
  • наличие нерешенных проблем с долгами 2008 – 2009 гг. отнюдь не способствует мотивации генеральных директоров к расширению объемов поставок
  • даже при перечислении денег на предоплату закупить лом немедленно возможным не представляется – цикл поставки лома от крупных ломосдатчиков может быть 2-3 месяца от победы на тендере до захода лома в вагонах на завод.
  • те ломозаготовительные предприятия, которые все же сделали зимний запас, не готовы отдавать его весь по текущим ценам, считая справедливой цену продажи своих запасов по 9500 – 10000 руб. без ж/д тарифа плюс решение проблем со старыми долгами.

Как результат мы видим невыполнение плана поставок на предприятие Б примерно в 3 раза от заявленной потребности.

Какие же усилия придется предпринять менеджменту предприятия Б для нормализации ситуации с сырьем?

На наш взгляд идеи могут быть следующие:

Аудит наличия запасов у контрагентов и индивидуальные договоренности по закрытию старых долгов и индивидуальной цены при условии единовременной продажи запасов.

Максимальное облегчение доступа контрагентов к оборотным средствам, а именно: предоплата, предоставление гарантий для банков-кредиторов, участие максимально широкого круга банков (в том числе и не аффилированных с предприятием Б) в кредитовании поставщиков, своевременный возврат денег и решение вопросов по старым долгам. Каждый дополнительный миллион долларов оборотных средств – это примерно плюс пять тысяч тонн лома через два-три месяца.

Также может быть необходимым оказание финансовой поддержки дочерним предприятиям для ремонта техники и оборудования – в 2009 году на это никто не тратил денег, а сейчас выходящее из строя оборудование уже создает массу проблем – даже при наличии лома возможна ситуация, когда его нечем перерабатывать и выгружать.

В целом можно отметить, что в отличие от прошлых лет рост цены не всегда будет приводить к росту поставок, а востребованность долгосрочных партнерских связей, особенно касающихся быстроты платежей и доступа к оборотным средствам, будет необычайно высока и при должном контроле превысит даже более высокую спотовую цену со стороны других покупателей.

По данным: Ruslom.ru

 
 
  О компании Новости Услуги Конференции Оборудование Форум Торговая площадка ЖД Тарифы Ломокалькулятор Реклама на сайте Политика конфиденциальности  
  © Copyright SteelWay Ltd. SteelWay, RusLom & RusTube word mark and logo are trademarks of SteelWay Ltd.
Сейчас на сайте: 114 человек(а). (основано на активности пользователей за последние 5 минут)
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 MyMetal